Рождество Христово считается одним из главных
праздников христиан. Католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7
января по новому стилю. Несоответствие в дате празднования связано с
системой летоисчисления по Григорианскому и Юлианскому календарю.
В Палестине 2000 лет тому назад был получен приказ из Рима - переписать
всех жителей. Каждый к назначенному дню переписи должен был явиться в город,
откуда начался его род. Поэтому Иосиф, посадив Марию на осла, отправился
с ней в Вифлеем. Дорога была дальней, и они устали. А в городе, куда к этому
времени уже собралось очень много людей, все дома были заняты. И Иосиф отвел
Марию в пещеру, где зимой пастухи загоняли скот от непогоды. В это самое время,
в 5508 году от сотворения мира, и настал час для рождения у Марии сына. Дева
Мария, которую с этого времени стали называть Богородицей, родила младенца без
мук и страданий, сама спеленала его и уложила в ясли - кормушку для овец. Так
свершилось великое событие для человечества - рождение сына Божьего Иисуса
Христа.

Первыми об этом узнали пастухи, которые получили
известие от Ангела. И пастухи поспешили поклониться Богомладенцу. В это же
время к младенцу отправились и волхвы (древние мудрецы, изучающие звезды). Они
увидели, как на небе появилась новая необычная звезда, и поняли, что ожидаемый
Мессия родился. Волхвы, шедшие за чудесной звездой, которая указывала им путь,
принесли младенцу дары: золото, ладан и смирну, что имело символический смысл.
Золото было принесено как Царю, ладан как Богу, а смирну - масло, которым в те
далекие времена осуществляли обряд помазания умерших, как человеку, который
должен будет умереть.

В это время Царь Ирод, который боялся того, что новоявленный Богомладенец
будет потом претендовать на царский престол, ибо сам Царь не был иудеем,
приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до
двух лет. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Сын Божий. Было
погублено 14 тысяч младенцев, которых и считают первыми мучениками,
принявшими мучения за Иисуса Христа. Отсюда и пошло название Святок,
которые длятся 12 дней с 7 по 18 января. Первая неделя называется святой, а
вторая, в память об убиенных теми страшными вечерами, младенцах.
Праздник Рождества Христова впервые был введен в 4 веке Константинопольской
Церковью, а потом распространился по всему православному миру. Цель его
установления - воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от
Пресвятой Девы. На Руси традиция празднования Рождества появилась в X веке,
после принятия христианства. Рождество, как и многие другие праздники в то
время, впитало в себя традиции и христианские и языческие.

Празднованию Рождества Христова предшествует
сорокадневный Рожественский пост, который начался в этом году 15 ноября по
старому или 28 ноября по новому стилю. Заканчивается пост всегда 6 января
Сочельником. По монастырскому Уставу в этот день полагалось вкушать обрядовое,
ритуальное, постное блюдо сочиво - размоченные и разваренные зерна пшеницы или
риса, чаще с медом, а также бобы, горох и овощи. От этих блюда и происходит
название праздника. Пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды,
символизировавшей собой Вифлеемскую звезду, которая некогда привела волхвов к
колыбели младенца Христа.

В храмах в эти праздничные вечерние часы шло торжественное богослужение.
Несмотря на церковное происхождение праздника, на Святки в России испокон веков
было принято колядовать: рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам,
будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже,
после принятия христианства, с Рождеством, шутить и петь песни. Когда
колядующих приглашали зайти в дом, они говорили: «Бог, благослови дом и все,
что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии!» По обычаю
требовалось одарить пришедших гостинцами и угощениями. Заканчивались колядки
всеобщей потехой, катанием с горок и общим пиром.

Слово Коляды имеет языческое происхождение. Коляда символизировал поклонение
Солнцу, дарующему плодородие и радость. До нас дошло великое множество
праздничных песен-колядок. В их сюжетах отражается вся многовековая история
этого праздника. В песнях-колядках пели о явлениях природы - солнце и
месяце, желали друг другу богатого урожая и счастливых браков. Были
колядки, рассказывающие о рождении Младенца Христа, о волхвах и об Ироде, а
также славящие известных князей и народных героев... Но все они объединены
одной целью: подарить хорошее настроение всем, напомнить им о великом празднике
и вселить в каждого надежду на лучшее будущее.

В рождественский вечер было принято разжигать костры. Эта традиция у славян,
как и у других народов, связывалась с представлениями о возрождении Солнца и
начале нового солнечного года, о победе света над тьмой, а также с культом
усопших предков. Именно в эту ночь, перед Рождеством, по народным поверьям,
господствовали две силы: добра и зла. И каждый человек сам решал, которую из
двух выбрать. Добрая сила зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за
праздничным столом, а злая собирала на шабаш ведьм.
Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно
предсказать будущее. Святочные гадания разнообразны и многочисленны и передавались
из рода в род. Святочные гадания проводились в разное время суток: одни -
вечером, другие - в полночь, третьи - когда готовятся ко сну. Участницы гаданий
снимали с себя нательные кресты, все обереги, распускали волосы, развязывали
все завязки и узлы на одежде: все это должно было помочь общаться с духами
умерших.
Когда гадали девушки, их, как правило, интересовало, прежде всего, выйдут ли
они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны.
Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого. Сегодня святочные
гадания чаще всего не воспринимается всерьез. Тем не менее, если девушка желала
узнать свою судьбу по-настоящему, без обмана то она должна была решиться на
общение с потусторонним миром, а такие встречи, как считалось, могли
закончиться и смертью.
В день Сочельника было принято всем враждующим мириться. А в Рождественские
дни наши предки старались особенно заботиться о немощных и нуждающихся.
Например, царь Алексей Михайлович, накануне Рождества с раннего утра тайно
ходил по тюрьмам и богадельням и раздавал щедрую милостыню.
Праздник Рождества Христова сливается со встречей Нового года. История
празднования Нового года насчитывает около 25 веков. По мнению ученых, впервые
этот обычай родился в Месопотамии в конце IV тысячелетия до нашей эры.
Древние народы праздновали Новый год в марте. И только в 46 году до нашей
эры римский император Юлий Цезарь утвердил начало каждого нового года на 1
января. С тех пор и по сей день, все европейские народы встречают Новый год 1
января.
В России с введением Христианства летоисчисление начинали или с марта, или со
дня святой Пасхи. В 1492 году князь Иоанн Васильевич III утвердил - считать за
начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда собиралась
дань, пошлины и различные оброки. В 1698 году последний раз был отпразднован
Новый год в сентябре. Петр I , взойдя на престол, изменил и летоисчисление, и
способы празднования Нового года.
Начиная с 1700 года и по настоящее время на Руси, летоисчисление начинается
от Рождества Христова, а не ото дня сотворения мира. Петр Великий издал указ о
том, что Новый год отныне считать с 1 января, а не с 1 сентября и велел в дни
празднования «перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей
сосновых, еловых и можжевеловых».
В Европе есть примета - не ставить ель в доме раньше сочельника. Считалось,
что елка со свечами и украшениями - символ духовного света и благодати Божьей.
Кроме убранства ели, там принято украшать и сам дом новогодними композициям и
электрическими гирляндами. Украшения оставляют до Крещения или Масленицы, а
потом выбрасываются или сжигают, потому что оставлять украшения на следующий
год считается дурной приметой.
Существует традиция, когда часы в Рождество пробьют двенадцать
раз, то глава семьи должен открыть окно или дверь, чтобы впустить в дом
Рождество. И пусть в Ваш дом вместе с этим светлым праздником войдут счастье и
благополучие, доброта и милосердие, забота и любовь к ближнему, терпение и
мудрость.