Общий образ Деда Мороза (правда, совсем не похожий на сегодняшнего добродушного старика) существовал в верованиях древних славян. Самый древний прообраз его, как считает большинство исследователей славянской культуры и мифологии, это так называемый Дед, защитник и символический глава рода.
Дед - это покойный предок, основной функцией которого является охрана потомков от бед и их воспитание. Славяне считали, что Мороз - один из общих предков всех семей, поэтому именно для этого предка имелась общая обрядность, несколько отличающаяся от ритуального почитания остальных предков. Почести Деду Морозу воздавали не только под Рождество, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их. С приходом на Русь христианства этот день прозвали Пасхой усопших, так как отмечался он вскоре после церковной Пасхи. Предков звали обедать и выставляли пищу за окно или выливали под стол. Большие деды, к которым относился и Дед Мороз - входили через дверь, а меньшие влетали через окно, поэтому во время такой ритуальной трапезы окна и двери раскрывались настежь. Во время этих кормлений Деда Мороза можно попросить его о чем-либо. Считалось, что получив свою пищу и внимание со стороны живых великий предок становится благодушен и склонен помогать своим потомкам. Также пообщаться с Дедом Морозом и прочими предками можно было в Навий день или в Навий велик-день, по церковному календарю приходящийся на последний четверг великого поста. Судя по некоторым данным, Дед Мороз, как и прочие деды, живет в Нави, но никогда не забывает о своих потомках, приходя к ним на помощь или карая их за неподобающее поведение. Место жительства Мороза - ледяная избушка, располагающаяся в стране мертвых, куда живые потомки могут попасть, пройдя через колодец.
Это связано, во-первых, с образом Мороза как кузнеца и, одновременно, повелителя воды, а во-вторых, с представлениями славян о загробном мире, в который можно попасть по воде.
Многие исследователи считают Деда Мороза аналогом балтийского Велса. Действительно, многие атрибуты и ритуалы у культов этих персонажей общие. Велс, правда, в отличие от Деда Мороза - пастух предков, владыка потустороннего мира. Его и сопровождающих его предков тоже приглашали за стол в день поминовения усопших, чтобы на следующий год не лишиться их покровительства. Также называют его Трескуном и Студенцом.
Кормит Мороза в праздники всегда старший в семье, глава рода, старейшина, чтобы выказать предку свое уважение и признание его старшинства. Кормящий должен вынести Морозу ложку киселя или кутьи со словами "Мороз, Мороз, приходи кисель есть. Мороз, Мороз, не бей наш овес." После этого он перечисляет другие растения, которые предок не должен был испортить в благодарность за пищу и внимание. Считалось, что разгневанный Мороз ходит по полям и стуком вызывает трескучий холод, а от удара его рукавицы по углу избы трескаются бревна.
Также, кроме рукавиц и тулупа, непременным атрибутом Мороза является мешок. Он имеет двойственное значение. Для его потомков, знающих и хранящих (букв. "хоронящих") закон и обычай этот мешок полон даров - приданого, платьев и т.п. Кроме того, не случайно в сказке "Морозко" именно Мороз спасает изгнанную на смерть мачехой падчерицу. Образ мачехи многими исследователями трактуется как персонификация "чужих", взятых из дальнего рода женщин, привносящих в семью свои обычаи. Великий предок в сказках дарит свой тулуп замерзающей девушке, приветившей его, а в ранних версиях славянского мифа сажает Смерть в свой мешок и уносит ее. Отголоски этого мифа можно видеть в известной сказке о хитром солдате и Смерти. Не блюдущих же обычаи дочерей "чужой" мачехи Мороз обрекает на замерзание, либо вообще убивает их. Белая борода Деда Мороза - это метель, а знаменитая шапка с оторочкой и без какого-либо помпона или кисточки, опять же атрибут главы рода, а позже - обозначение княжеского достоинства. Правда, в это время Дед Мороз начинает делить свои функции пастыря народа с Перуном, княжеским богом, а потом и с образом князя как отца народа и его лидера, а потом и вовсе передает их ему, оставаясь лишь сказочным помощником для тех, кому надеяться больше не на что. С образом Деда Мороза как предка или духа-помощника связан и следующий, очень популярный на Руси обряд. После проведенного кормления духов - весной или на Новый Год - необходимо выйти на улицу и спросить первого встречного, был ли для него прошедший год удачен и в чем. Считается, что если Мороз благосклонен к вам, он ответит, что прошедший год был богат и счастлив. Таким образом, он как бы поделится своей удачей и силой с вами.
В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи. Среди славянских божеств также выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами. И еще был Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег.
Особенно почитали Николая Чудотворца голландцы, и именно они привезли его с собой в Новый Свет. На их языке его имя звучало как Синтер Клаас, оно и переродилось в современное Санта Клаус. Кстати, к Голландцам Санта Клаус до сих пор приплывает с моря на корабле, притом со свитой из мавров, главного среди которых зовут Черным Питом.
С тех пор Санта Клаус имеет много имен, но все это – лишь интерпритация имени Санта Клауса на их родном языке. Так, в Чехии к детям приходит Святой Микулаш. Он очень похож на нашего Деда Мороза: та же длиннополая шуба, шапка, посох. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Сопровождают его ангел в белоснежных одеждах и лохматый чертенок.
Кстати, вопреки расхожему мнению, американского Санта-Клауса придумала не компания Coca-Cola, которая лишь «раскрутила» этот образ в 30–50-х гг. прошлого века. О Санте к этому моменту писала даже пресса. Например, газета «Нью-Йорк Таймс» дает в 1927 году описание рождественского деда «в красной мантии и с мешком, полным подарков». А кока-кольная рекламная кампания началась только в 1931-м.
Однако в годы Реформации церкви все верования, связанные с Николаем Чудотворцем, старательно искоренялись. Особо рьяным противником был Мартин Лютер. Он отказывался признавать святых как неких посредников между верующим и Богом. Святых он считал излишними и попытался вытеснить традицию дарения, связанную с Санта Клаусом. Но дарить подарки на Рождество уже было приятно, поэтому постепенно в каждой стране стали выдумывать своих собственных Дарящих персонажей. Так в Европе Дед Мороз стал условно называться "Старик Рождество" или "Рождественский Дед". И в зависимости от каждого языка он стал Father Christmas в Англии, Ноэль Баба в Турции, Дун Че Лао Рен в Китае, Папа Ноэль в Бразилии, Вайнахтсманн в Германии, Пер Ноэль во Франции и так далее.
Но есть у некоторых стран и свои "специфические" Деды Морозы. Так, финский Дед Мороз, который считается самым что ни на есть настоящим в мире, на самом деле зовется достаточно смешно – Йоулупукки. Переводится это, как ни странно – Рождественский Козел. Ничего обидного во второй части имени нет, просто много лет назад Дед Мороз носил не шубу, а козлиную шкуру и подарки развозил тоже на козлике. Живёт он на горе Корвантунтури вместе с ним живёт жена Муори.
По-датски Дед Мороз - Юлетомте, и живет он только в Гренландии среди вечной мерзлоты. Есть у него и другие скандинавские коллеги – например, шведский Юлеманден. У всех них есть свои помощники – эльфы. Например, у Юлетомте помощник зовется Юлебуком, А у Юлемандена – Юлениссе. Это маленький старичок, который живет в лесу и ездит на тележке, запряженной лисами. Целый год он живет в избушке и мастерит подарки к зиме, а в декабре перебирается ближе к людям и поселяется в хлеву. Пока домашние заняты приготовлениями праздничного стола, он хлопочет по дому, следит за младенцами, помогает хозяйке, наблюдает за подросшими детьми - все ли слушаются маму, хорошо ли учат уроки. Одет Юлениссен точь-в-точь как гном из сказки: на нем деревянные башмачки, штанишки до колен, блузка, жилет, гольфы и непременно колпак.
А в Италии Дед Мороз вообще… женщина. Да не просто женщина, а самая настоящая ведьма. Зовут ее Бефана. По своей внешности она очень напоминает Бабу Ягу из русских народных сказок. Только в отличие от нее, итальянская Бефана на лицо ужасная, но добрая внутри. Считается, что имя Бефана произошло от Библейского Эпифания – появление Бога. Этот персонаж якобы отказался идти с волхвами дарить подарки Иисусу, и с тех пор очень об этом жалеет. Теперь она в рождественскую ночь ходит по домам и дарит всем детям подарки, которые не успела подарить Иисусу.
Кстати, эти самые волхвы, с которыми не пошла Бефана - традиционные Рождественские персонажи не только в Италии. Ведь все эти "Пер-Ноэли" и "Фазер-Кристмассы" появились совсем недавно. А вот праздник Трех Королей, или Трех Волхвов – традиционен во многих странах. В основе его лежит церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Христу как царю, они приносят в жертву золото, как богу ладан, как человеку - мирру. Ну а заодно одаривают и всех остальных детей. Так, подарки от Трех Королей получают дети Испании, Сирии, Мексики, Пуэрто-Рико, Аргентины, Бразилии, Филиппин, Португалии и так далее.
А некоторые страны так вообще на короткой ноге с самим "виновником торжества", и в Рождество Христово получают подарки… от него самого. Так, в некоторых странах Восточной Европы традиционным персонажем является Ежишек (Младенец Иисус). Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит, чтобы его никто не увидел. Видимо именно по этой причине о внешности этого добряка ничего не известно. В Рождество в Швейцарии Звяканье серебряного звонка объявляет о прибытии Christkindli, а в Германии - Кристкинд. Кстати, в отличие от Санта Клауса, Младенца Христа никогда не используют в коммерческих целях: его изображения не торчат в Рождество в витринах и не появляются в огромном количестве в рекламных роликах.
Кое-где есть и совершенно непохожие на других Рождественские персонажи. Так, в Греции наполняет башмаки подарками почему-то Святой… Василий. А в Японии вообще вместо Деда Мороза основной фигурой праздника выступает бог Хотейошо. Если все остальные “братья” Деда Мороза, даже если они Рождественские Козлы, все-таки человекоподобные, то бог Хотейошо, например, имеет глаза… на затылке.
Но только в России в Рождество и Новый год появления Деда Мороза с особым трепетом ждут… мужчины. Ведь Россия – единственная страна, где в сопровождении деда Мороза не эльфы, не мавры и даже не олени, а молодая и красивая Снегурочка в вечном возрасте "на выданье"…
Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Тем не менее, все эти персонажи не имели никакого отношения к новогодним торжествам (их можно связывать лишь с рождественскими праздниками, которые на Руси отмечались в конце декабря).
Многие исследователи считают, что дедушка, как и новогодняя елка, стал неизменным атрибутом празднования Нового года при Петре I. Имя Дед Мороз у него появилось лишь к концу XIX века. Кстати, именно с этого времени дед начал появляться на народных гуляньях со своей внучкой Снегурочкой, чей образ бытовал еще в древних фольклорных традициях и стал популярным благодаря одноименной пьесе-сказке А.Островского, написанной в 1873 году.
Следовательно, можно утверждать, что нашему новогоднему старичку немногим более ста лет.
После революции, в 1920-х гг., Дед Мороз, впрочем, как и вся новогодняя атрибутика, стал подвергаться гонениям как идеологически вредный персонаж – в центральных изданиях тех лет нет ни одного упоминания о дедушке с внучкой.
Опала закончилась в 1937 году, когда наших героев выпустили в люди, доверив им провести праздник в московском Доме союзов. Газеты, однако, осторожничали и не описывали в подробностях, во что были одеты реабилитированные персонажи и как они себя вели. К примеру, газета «Правда» за 1937 год лишь вскользь упоминает о некоем «деде-морозе». Кстати, и в дальнейшем, вплоть до 1960-х гг., многие СМИ так и писали имя новогоднего героя маленькими буквами, лишь изредка убирая кавычки.
Полностью реабилитирован Дед Мороз был только в середине 1960-х годов. Именно с этого времени, как удалось выяснить из газет (в частности, «Комсомольской правды» № 2 за 1958 год и «Правды» № 1 за 1959 год), он – полноправный участник новогодних торжеств. В «Правде» была опубликована заметка о том, что Дед Мороз прибыл на елку к школьникам «не на тройке с бубенцами – его привели три краснозвездных спутника», а Снегурочкой дедушка сам назначил «самую трудолюбивую пионерку». А с 1970-х гг. у нас в стране распространилась существующая и поныне традиция: приглашать Деда Мороза в гости.
Костюм Деда Мороза ( а точнее Санта Клауса) тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
По словам этнографов, к традиционному облику Деда Мороза сегодня предъявляется несколько требований. В частности, борода и волосы у него густые и седые (серебристые) – цвет, символизирующий в древнейшей мифологии могущество, благополучие и богатство. Рубашка и брюки у дедушки должны быть обязательно белые, льняные. Шуба настоящего Деда Мороза – длинная и обязательно красная, расшитая серебром в виде восьмиконечных звезд, гуськов, крестов и других элементов традиционного орнамента, и оторочена белым мехом. А на голове у Деда – красная шапка, также расшитая серебром или жемчугом. Есть еще у дедушки белые варежки и белый с красным орнаментом пояс. Обуваться новогодний герой должен в серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком или белые валенки. Важной деталью в его наряде также является хрустальный посох.
С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.