РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЭЛЬФЫ




«Рождественские эльфы» (англ. Christmas elves) — в современной западной рождественской традиции помощники Санта-Клауса, живущие с ним на Северном Полюсе и делающие игрушки, которые он дарит детям. Обычно они изображаются в виде маленьких, часто старых человечков в костюмах красных и зелёных цветов и в колпаках на голове.

Санта-Клаус и эльфы. Рисунок 1922 года



Впервые рождественские эльфы появились в литературе в начале 1850-х годов, когда Луиза Мэй Олкотт написала оставшуюся неизданной книгу «Рождественские эльфы». Образ эльфов — работников мастерской игрушек популяризовал журнал «Godey's Lady's Book», у которого на обложке рождественского выпуска 1873 года были изображены Санта-Клаус, эльфы и игрушки с подписью: «Как мы представляем подготовку к обеспечению детей игрушками на Рождество». Закрепила популярность этих человечков книга «Дом Санта-Клауса, рождественское сказочное шоу для субботних школ» Остин Томпсон 1876 года. С 1880-х годов образ становится частью массовой культуры.
В скандинавских странах наблюдается взаимодействие представления о рождественских эльфах и рождественских ниссе.
Эльфы фигурируют во множестве современных произведений на рождественскую тематику.


Ни́ссе (Нисс; швед. tomte, nisse, tomtenisse; норв. и дат. tomtenisse; фин. tonttu) — существо из скандинавского фольклора, домашний дух, схожее с английским гоблином, шотландским брауни, немецким кобольдом и голландским каботером.

Современное представление ниссе на рождественской открытке


Название ниссе может происходить от норвежского слова niðsi, означающего «милый маленький родственник», или от немецкого Никсы.


Рождественский ниссе. С 1840-х годов ниссе стал символом Рождества в Дании, таких ниссе стали называть «юлениссе» (Йольский ниссе), аналогично финскому Йоулупукки — Йольский (или рождественский) козёл. К концу XIX века символ юлениссе распространился и в других скандинавских странах. Со временем юлениссе стали похожи на Санта-Клаусов, но при этом они сохраняют много национальных особенностей.

Согласно народным представлениям, Юлениссе живут по всей Норвегии. Во главе их рода стоит сын того ниссе, который впервые подарил две серебряные монетки маленькой девочке более четырёхсот лет назад. Он живёт недалеко от Осло в собственном доме в коммуне Фрогн, а в городе Дрёбак находится почта, куда каждый год приходят тысячи писем от детей.

Рождественская шведская открытка XIX века Йенни Нюстрём



Йоласвейнары (исл. jólasveinarnir или jólasveinar) или Йольские Парни — персонажи исландского фольклора, которые в современную эпоху стали местной исландской версией Санта-Клауса. Их число менялось на протяжении веков, в настоящее время предполагается,что Йоласвейнаров — 13.

Происхождение образа. В Исландии XVII столетия появляются первые сведения о внешнем облике, характере Йоласвейнаров и их количестве, но они значительно разнятся, в зависимости от места, где был услышан рассказ, так что Йоласвейнаров могли описывать и как озорных шутников, и как воришек, и как смертоносных чудовищ, поедающих детей.

В стихотворении «Старая тула о детях Грилы» (Gömul þula um Grýlubörn) говорится, что Йоласвейнаров было 20, но двое самых младших близняшек умерли ещё в колыбели. Всего записано около 80 имён братьев и даже сестёр. Матерью их считали великаншу-людоедку Грилу, которая похищала непослушных и капризных детей, а отцом — лежебоку Леппалуди (Leppalúði). Согласно фольклорным данным, Йоласвейнары или Йольские Парни живут в одной пещере с отцом, матерью и огромным чёрным Йольским Котом, который ходит по городам и весям вместе с Йоласвейнарами и съедает тех лентяев, кто не обзавёлся шерстяной обновкой к Святкам. Йоласвейнары обычно приходят со стороны гор, хотя в отдельных местностях могут явиться со стороны моря.

В 1932 году в книге «Йоль идёт» (Jólin Koma) исландский поэт Йоуханнес из Катлара (Jóhannes úr Kötlum) опубликовал стихотворение «Jólasveinarnir». Йоуханнес обратился к сказочным образам Рождества из исландского фольклора и, благодаря своей популярности, «официально» утвердил Йоласвейнаров в количестве тринадцати персонажей. Все они имеют описательные имена, которые передают их образ действия. В XX веке они стали особенно популярны как дарители небольших рождественских подарков в течение 13 дней предшествующих Сочельнику, послушным детям эти подарки клались в башмаки, выставляемые на подоконники, для башмаков непослушных детей припасались камень, кусок угля или картофелина.

В наше время Йоласвейнары иногда изображаются в традиционном костюме Санта-Клауса, но обычно — в позднесредневековой исландской одежде.

Изображение Йоласвейнеров на пакете молока


Перечисление Йоласвейнаров. Считается, что Йольские Парни поочерёдно «прибывают в город» на протяжении 13 ночей перед наступлением Рождества, и остаются в нём каждый без малого на две недели (13 дней), после чего уходят восвояси один за другим. Наиболее известный список имён был опубликован в 1862 году собирателем фольклора Йоном Арнасоном (Jón Árnason).

Исландское имя
Русский перевод
Характеристика
День прибытия
День отбытия
Stekkjastaur
(Стеккьярстёйр)
Жердина-из-Овчарни
Изводит овец. Неуклюж, так как вместо ног у него деревянные протезы.
12 декабря
25 декабря
Giljagaur
(Гильягёйр)
Канавный Остолоп
Прячется во рвах и канавах, ожидая возможности забраться в хлев и стащить молоко.
13 декабря
26 декабря
Stúfur
(Стувюр)
Обрубок
Очень низкорослый. Крадёт тарелки, чтобы съесть оставленный в них зачерствевший хлеб.
14 декабря
27 декабря
Þvörusleikir
(Твёруслейкир)
Ложколиз
Похищает Þvörur (тип деревянных ложек с длинными ручками), чтобы их облизать. Из-за недоедания очень худой.
15 декабря
28 декабря
Pottasleikir
(Поттаслейкир)
Горшколиз
Подчищает остатки пищи из горшков и кастрюль.
16 декабря
29 декабря
Askasleikir
(Аскаслейкир)
Мисколиз
Скрывается под кроватями, ожидая пока кто-нибудь опустит вниз askur (посуда с крышкой, используемая вместо миски), которую он затем крадёт.
17 декабря
30 декабря
Hurðaskellir
(Хюрдаскеллир)
Дверехлопальщик
Любит хлопнуть дверью, особенно в ночное время.
18 декабря
31 декабря
Skyrgámur
(Скиргаумюр)
Скирный Обжора
Любитель полакомиться скиром (разновидность простокваши).
19 декабря
1 января
Bjúgnakrækir
(Бьюгнакрайкир)
Колбасохват
Может спрятаться в стропилах коптильни и срывать оттуда коптящиеся колбасы.
20 декабря
2 января
Gluggagægir
(Глюггагайир)
Подглядывающий-в-Окна
Любитель подсматривать в окна в поисках вещей, которые можно украсть.
21 декабря
3 января
Gáttaþefur
(Гауттатевюр)
Дверевынюхиватель
Имеет необычайно большой нос и острое обоняние, которое он использует, чтобы найти laufabrauð(рождественский хлеб особой выпечки).
22 декабря
4 января
Ketkrókur
(Кеткроукюр)
Мясной Крюк
Использует крюк для кражи мяса.
23 декабря
5 января
Kertasníkir
(Кертасникир)
Свечной Попрошайка
Следует за детьми, чтобы украсть их рождественские свечи (которые раньше делались из сала и, следовательно, были съедобными).
24 декабря
6 января



По материалам Векипедии Рождественские эльфыНиссеЙоласвейнары